
Оценка деловой репутации и других не идентифицируемых активов целесообразно связывать с какими-то идентифицируемыми активами, в том числе с товарным знаком или брендом.
Гудвилл (англ. Goodwill) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.
Оценка деловой репутации (гудвилла) — это определение разности между стоимостью всех активов и пассивов организации и единым имущественным комплексом.
В условиях современного мира любой объект собственности — это возможный источник дохода и объект рыночной сделки. Таким же объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (товарные знаки, бренд, технологии, ноу-хау, специальные маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса — они способны приносить дополнительные доходы.
Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы, превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.
Большое количество сделок в мире по слиянию, при которых компании приобретались по гораздо большим ценам, чем стоимости активов – прямое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но существенно изменяющее стоимость бизнеса. Для данного явления в корпоративном бизнесе используется термин «гудвилл», от английского Goodwill, что в дословном переводе означает «добрая воля», т.е. готовность покупателя заплатить больше общей стоимости активов.
Для большинства компаний гудвилл (деловая репутация фирмы) является самым значительным активом, которому не присущи идентифицируемость и обособленность.
Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.
Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать больше прибыли на единицу активов, чем у средней аналогичной компании. Например, это может быть грамотный руководитель, хорошо обученный дружный персонал или выгодное территориальное месторасположение.
Документы необходимые для оценки деловой репутации:
- Копии учредительных документов (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации);
- Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ);
- Виды деятельности и организационная структура компании;
- Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть);
- Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках;
- Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка);
- Ведомость основных фондов;
- Инвентарные списки имущества;
- Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.);
- Расшифровка кредиторской задолженности;
- Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования, по видам дебиторской задолженности, доля сомнительной задолженности;
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним;
- План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.