Оценка ноу-хау

Оценка ноу-хау в Волгограде
Оценка ноу-хау в Волгограде

В дословном переводе с английского know-how означает «знать как» (или «знать, как это сделать») и оценка ноу-хау является одним из важнейших этапов.

Ноу-хау, как объект интеллектуальной собственности, предполагает секретность. В отличие от патентования (когда технология находится под защитой закона), при разглашении деталей ноу-хау утрачивает силу. Поэтому такая информация может занимать ключевое место в структуре активов компании, и в ее бизнесе в целом.

Определение ноу-хау (секрет производства) дано в ст. 1465 Гражданского кодекса РФ: «Секретом производства (ноу-хау) признаются:

  • сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
  • сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

Оценка ноу-хау может производиться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и т. п.

Оценочная экспертиза результатов научно исследовательских работ, разработанных технологий, всевозможных улучшений и рационализаций производится исходя из сопоставления стоимости затрат на создание данного нематериального актива и коммерческой выгоды (или иной пользы), которую данный объект приносит или может приносить.

Англоязычное словосочетание ноу-хау (буквально «знать как») уже давно обрело статус международного термина, обозначающего информацию технического или коммерческого содержания, характеризующуюся новизной и оригинальностью, известную лишь ее владельцу, и как следствие дающую ему преимущество перед конкурентами. Ноу-хау не является синонимом технической новинки, ноу-хау – это средство для производства новинок.

Документы необходимые для оценки ноу-хау:

  • Описание объекта НОУ-ХАУ (НХ);
  • Характеристики товаров, производимых с использованием НХ, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими товарами;
  • Источники получения доходов от использования НХ;
  • Описание рынка;
  • Затраты, производимые на приобретение прав и использование НХ;
  • Себестоимость и цена единицы товара с использованием НХ;
  • Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования НХ;
  • Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием НХ;
  • Повышение цены в зависимости от качества продукции;
  • Экономия в производстве при использовании НХ в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
  • Выручка от продажи имущественных прав на использование НХ;
  • Произведенные затраты;
    • на приобретение имущественных прав на НХ;
    • на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации товаров с использованием НХ;
    • на правовую и другие виды охраны НХ;
    • на маркетинг товаров с использованием НХ.