
В дословном переводе с английского know-how означает «знать как» (или «знать, как это сделать») и оценка ноу-хау является одним из важнейших этапов.
Ноу-хау, как объект интеллектуальной собственности, предполагает секретность. В отличие от патентования (когда технология находится под защитой закона), при разглашении деталей ноу-хау утрачивает силу. Поэтому такая информация может занимать ключевое место в структуре активов компании, и в ее бизнесе в целом.
Определение ноу-хау (секрет производства) дано в ст. 1465 Гражданского кодекса РФ: «Секретом производства (ноу-хау) признаются:
- сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере,
- сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».
Оценка ноу-хау может производиться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и т. п.
Оценочная экспертиза результатов научно исследовательских работ, разработанных технологий, всевозможных улучшений и рационализаций производится исходя из сопоставления стоимости затрат на создание данного нематериального актива и коммерческой выгоды (или иной пользы), которую данный объект приносит или может приносить.
Англоязычное словосочетание ноу-хау (буквально «знать как») уже давно обрело статус международного термина, обозначающего информацию технического или коммерческого содержания, характеризующуюся новизной и оригинальностью, известную лишь ее владельцу, и как следствие дающую ему преимущество перед конкурентами. Ноу-хау не является синонимом технической новинки, ноу-хау – это средство для производства новинок.
Документы необходимые для оценки ноу-хау:
- Описание объекта НОУ-ХАУ (НХ);
- Характеристики товаров, производимых с использованием НХ, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими товарами;
- Источники получения доходов от использования НХ;
- Описание рынка;
- Затраты, производимые на приобретение прав и использование НХ;
- Себестоимость и цена единицы товара с использованием НХ;
- Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования НХ;
- Увеличение объемов реализации конкретных видов или всей продукции предприятия с использованием НХ;
- Повышение цены в зависимости от качества продукции;
- Экономия в производстве при использовании НХ в конкретных видах продукции или во всей выпускаемой продукции;
- Выручка от продажи имущественных прав на использование НХ;
- Произведенные затраты;
- на приобретение имущественных прав на НХ;
- на освоение в производстве и организацию выпуска и реализации товаров с использованием НХ;
- на правовую и другие виды охраны НХ;
- на маркетинг товаров с использованием НХ.